Долгое время донорство половых клеток во всем мире было исключительно анонимным. Доноры спермы и яйцеклеток подбирались для реципиентов исключительно по внешним параметрам, таким как национальность, цвет глаз и волос, а имена доноров тщательно скрывались, их заменяли личные идентификационные номера. С течением времени западные банки доноров яйцеклеток и спермы стали предоставлять больше информации о донорах, а реципиенты получили возможность выбора донора по фотографии. На сегодняшний день донорство половых клеток в мире становится максимально открытым.
Получить исчерпывающую информацию о доноре может не только реципиент, но и ребенок, для зачатия которого применялся донорский материал. Например, в таких странах как Австралия, Англия, Нидерланды и Германия анонимное донорство полностью запрещено законом, и, достигнув совершеннолетия, “ребенок из пробирки” имеет полное право получить подробные сведения о своих генетических родителях.
Влияние на этот процесс оказали организации, чья деятельность связана с защитой прав детей – общественники считают, что дети имеют право знать, кто именно является их генетическими родителями. В других европейских странах и США банки доноров самостоятельно принимают решение о том, какая информация о доноре может быть раскрыта их клиентам, разумеется, с согласия донора. Сторонники открытого донорства считают, что детям должна быть доступна информация о здоровье как самого донора, так и его родственников, что, впоследствии, может пригодиться для лечения или предотвращения некоторых заболеваний. Однако, открытое донорство резко сокращает количество потенциальных доноров – раскрывать свои личные данные готов далеко не каждый.
В свое время, отмена анонимного донорства в Великобритании повлекла за собой сокращение количества желающих стать донором спермы и возникновение дефицита донорского материала. Многие пациенты были вынуждены обращаться в клиники других стран, где анонимное донорство разрешено. Возможность получения личных данных доноров и связанные с этим судебные прецеденты вызвали на западе определенный социальный всплеск – повзрослевшие дети ищут своих генетических родителей, а доноры – своих генетических детей. В некоторых случаях дети и их генетические родители, найдя друг друга, продолжают общаться и очень рады воссоединению. Известны истории, когда донор спермы становился своему ребенку близким человеком, но такой счастливый финал возможен, в основном, для неполных семей, когда одинокая женщина родила ребенка от донора. В семьях, где у ребенка есть оба родителя, появление, например, генетического отца может стать причиной конфликтов и психологических проблем у всех членов семьи.
Противники открытого донорства опасаются, что установление родства между донорами и их детьми может повлечь за собой дополнительные сложности, например, возникновение наследственных и имущественных споров, а, также, появление других социальных проблем. В России стать донором яйцеклеток или спермы может как анонимный донор, так и знакомые или родственники бесплодных пациентов. На практике, большинство пациентов, все-таки, предпочитают использовать для зачатия биоматериал анонимного донора и не стремятся узнать о нем дополнительные подробности.
Подбор биологического материала зависит, прежде всего, от соответствия донора основным медицинским требованиям, таким как состояние здоровья и нужная группа крови. Российские клиники не имеют права разглашать какие-либо личные сведения об анонимном доноре, кроме предоставления данных о возрасте, росте, национальности и фенотипических особенностях донора. Право на раскрытие ребенку информации о способе его зачатия и рождения принадлежит исключительно официальным родителям и может быть реализовано только на добровольной основе.